Устали от бездействия государственной исполнительной службы? Взыскание морального вреда с ДВС как эффективное средство ускорения исполнительного производства

Устали от бездействия государственной исполнительной службы? Взыскание морального вреда с ДВС как эффективное средство ускорения исполнительного производстваДостаточно распространенной проблемой, для решения которой обращаются наши клиенты, является выполнение судебного решения. Казалось бы, в чем может возникать проблема, ведь истцом преодолен большой и тернистый путь, от досудебного урегулирования спора (переговоров, претензий и т.д.) к судебным баталиям, результатом чего стало судебное решение. Истец обращается в орган исполнения судебных решений (государственной исполнительной службы или частного исполнителя), однако, несмотря на объективную наличие имущества, на которое можно обратить взыскание, не может получить присуждено.

Почему так? Для выяснения этого вопроса предлагаем обратиться к аналитической статистики, которая недавно была опубликована в пояснительной записке к проекту Закона об исполнительном производстве №3726 от 23.06.2020 (http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/ webproc4_1? pf3511 = 69256):

—         согласно официальной статистике Минюста, в 2019 году размер взимаемой за этот период задолженности составил лишь 20700000000. Грн. В то же время, невзысканной осталась задолженность на общую сумму 770 млрд. Грн. Общая сумма долга, невыплаченного по судебным решениям составляет более одной четвертой годового ВВП Украины. Это также показывает, что реальный уровень выполнения в Украине на сегодняшний день составляет 2,6%.

—         в среднем расчета эффективность одного частного исполнителя по аналогичным показателем 5,8%.

2,6% — очень печальный показатель выполнения судебных решений государственной исполнительной службой, да вина в этом законодательства, или же системы и человеческий фактор?

В практике ЮК «ТИТАН» встречались случаи, когда, несмотря на то, что у должника имеется имущество на которое возможно обратить взыскание, государственной исполнительной службой на протяжении почти десяти лет не выполнялось судебное решение клиента. То есть, в таких ситуациях негативные последствия создает не законодательство, а сама система (недостаточность персонала, высокий уровень загруженности, отсутствие мотивировок и т.д.) и человеческий фактор (не компетентность, небрежное отношение государственного исполнителя к своей работе и т.д.).

Как действовать в таких ситуациях, чтобы сдвинуть исполнительном производстве с мертвой точки и получить присуждено, алгоритм действий:

1. На основании раздела VII «Судебный контроль за исполнением судебных решений» ГПК Украины
подать жалобу о признании решений, действий или бездействие государственного исполнителя неправомерным и устранения нарушения.

По результатам рассмотрения вышеуказанной жалобы, при условии ее обоснованности, суд постановит решение, которым признает решение, действия или бездеятельность государственного исполнителя неправомерным и обяжет устранить нарушения, при этом, жалобщик имеет право компенсировать расходы на профессиональную юридическую помощь на основании ст. 452 ГПК Украины.

Таких постановлений о признании неправомерной бездеятельности государственного исполнителя необходимо получить несколько, однако, учитывая уровень халатности государственных исполнителей, это на так сложно.

2. Подать иск в суд о взыскании морального вреда.

Важные аспекты такого иска:

—         ответчиками будут орган ГИС, государственный исполнитель которого допустил бездействие, и Государственная казначейская служба Украины;

—         добавить к иску постановления суда, которыми признано незаконным решение, действия или бездеятельность государственного исполнителя, которые будут преюдиции (обстоятельствами, не подлежащих доказыванию) по незаконной бездеятельности государственного исполнителя в течение определенного периода (Надлежащим доказательством противоправных (неправомерных) решений, действий или бездействия государственного исполнителя являются, как правило, соответствующее судебное решение (приговор) суда, вступившим в законную силу, или соответствующее решение вышестоящих должностных лиц государственной исполнительной службы — постановление ВС от 24.12.2019 по делу № 461/3508/17)

—         размер морального вреда определять не с помощью экспертизы, ведь это дорого и бесперспективно, а с помощью практики ЕСПЧ (но имейте в виду, что окончательный размер морального вреда будет определен судом исходя из общих принципов разумности, справедливости, соразмерности и продолжительности невыполнение судебного решения ). «Практикой Европейского суда по правам человека признана презумпция морального вреда. То есть в случае нарушения имущественных или гражданских прав «средняя», «нормально» реагирующая на противоправное по ней поведение человек должен почувствовать страдания (моральный вред).

Согласно практике Европейского суда по правам человека всегда назначается компенсация за нарушение прав человека. Размер компенсации обычно составляет 2000 — 5000 евро. Так решением от 27.07.2004 г.. По делу «Ромашов против Украины» Европейский суд по правам человека присудил заявителю в возмещении морального вреда 3000 евро, хотя заявитель не представил ни одного документа в подтверждение своих требований о возмещении морального вреда. Право на возмещение с учетом практики Европейского суда по правам человека должно носить эффективный характер, и имеет целью не только возмещения ущерба причиненного потерпевшей стороне, а также является средством предупреждения со стороны ответчика совершение нарушений прав, значит должно быть ощутимым не только для истца но и для ответчика, что побудило бы ответчика принимать меры по изменению практики пренебрежение положениями законодательства ».

—         заявить о возмещении судебных расходов, в том числе на юридическую помощь.

3. Получив решение и исполнительный документ обратиться в Государственную казначейскую службу, руководствуясь Законом Украины «О гарантиях государства относительно выполнения судебных решений», Порядком исполнения решений о взыскании средств государственного и местных бюджетов или должников утвержденным постановлением КМУ от 3 августа 2011 № 845 ( в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 30 января 2013 № 45) для получения присужденного.

Почему это работает именно таким образом, через взыскании средств с государства? В совокупности вы должны получить из бюджета денежные средства по:

—         возмещение судебных расходов на юридическую помощь по жалобы о признании незаконным бездействие государственного исполнителя;

—         возмещение морального вреда вследствие бездеятельности государственного исполнителя, а также возмещения судебных издержек.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 9 раздела VI «Заключительные и переходные положения» Бюджетного кодекса Украины:

—         должностные и служебные лица органов государственной власти действия которых нанесли ущерба, возмещен из бюджета, несут гражданскую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законом;

—         органы государственной власти после исполнения решений суда о взыскании средств со счетов, на которых учитываются средства государственного бюджета (местных бюджетов) проводят служебное расследование по причастных должностных, служебных лиц этих органов;

—         по результатам служебного расследования органы государственной власти и органы Казначейства Украины могут обратиться в суд с исковым заявлением о возмещении убытков, нанесенных государственному бюджету (местным бюджетам), с предъявлением обратного требования (регресса) в размере выплаченного возмещения к должностным, служебным лицам этих органов, виновных в нанесении ущерба (кроме возмещения выплат, связанных с трудовыми отношениями и возмещением морального вреда)

—         если ущерб, причиненный государственному бюджету (местному бюджету), является результатом совместных действий или бездействия нескольких должностных и служебных лиц, которые привели к нанесению ущерба физическим или юридическим лицам, такие должностные и служебные лица несут солидарную ответственность согласно Гражданскому кодексу Украины и другими законодательными актами Украины.

То есть, после каждого взыскании с государственного бюджета инициируется служебное расследование, которое затронет не только государственного исполнителя, но и руководителя органа государственной исполнительной службы как лицо, непосредственно контролирует работу своих подчиненных. А полученные Вами судебные решения о незаконной бездеятельность не оставят шанса указанным лицам «выйти сухими из воды».

Кроме этого, из указанных лиц может буди взыскано в порядке регресса в пользу государства ущерб — возмещении Вам судебные расходы, однако не может быть взысканы убытки за моральный ущерб. А отдавать собственные средства, согласитесь, уже никому не интересно, поэтому руководство государственной исполнительной службы будет заинтересовано в ускорении выполнения «проблемного» судебного решения.
  

Нужна профессиональная правовая помощь?

Понравилась статья?

Подпишитесь на нашу рассылку, и получайте ежемесячно актуальную и полезную информацию абсолютно бесплатно.